Предыдущая Следующая
Несвобода
выбора
Психологи заметили,
что, глядя на экран, мы в первую очередь обращаем внимание на те элементы, которые
выступают наиболее активными возбудителями зрительных центров. Это значит, что
светлое пятно на темном фоне мы заметим сразу. И наоборот, нам сразу бросится в
глаза темная деталь на светлом фоне. Мы обязательно заметим движущийся предмет
при неподвижности всех остальных. И наоборот, выделим неподвижное при общей
динамике. Наш взгляд обязательно остановится на четко обрисованном объекте,
если вокруг него все будет выведено из фокуса. Цвето насыщенный предмет сразу
привлечет наше внимание, если будет помещен на блеклом или бесцветном фоне.
Все, что явно
противоречит общему и многократно повторяющемуся, всегда является ориентиром,
активно воздействующим на зрителя. Это необходимо учитывать при работе над
композицией кинокадра.
Противопоставление
одной детали остальной изобразительной массе может проявиться в самых разнообразных
вариантах. Этот прием встречается в фильмах любого жанра. Режиссер И. Савченко
и оператор Ю. Екельчик, снимая картину «Богдан Хмельницкий», скомпоновали
широкий общий план, показывающий с верхней точки толпу запорожцев, собравшихся
на сход и окруживших гетмана. Кинооператор задумался: как выделить фигуру
актера H. Д. Мордвинова, игравшего
главную роль, на общем плане? Решение оказалось простым: все кадровое
пространство было заполнено движущейся массой людей, и лишь один Мордвинов
стоял неподвижно. Казалось бы, динамика должна была привлечь внимание зрителей
своей активностью, но на самом деле все получилось именно так, как рассчитывали
кинооператор и режиссер. Статика оказалась активней динамики, потому что она
противоречила общему характеру изображения.
После небольшой паузы
гетман вскинул руку с булавой, и это движение легко прочиталось на общем
плане. Толпа успокоилась, но теперь задвигался и заговорил Хмельницкий.
Противопоставление динамики и статики снова сыграло свою роль, зрители
продолжали следить за актером, который снова выделялся на фоне стоящих людей.
Развитие внутрикадрового действия и композиция кадра были рассчитаны на психофизические
возможности человека.
Предыдущая Следующая