Предыдущая Следующая
— Ну а какой
кадр вы считаете самым удачным? — мог спросить любознательный предок.
— Все хороши в
своем роде, — сказали бы мы. — Каждый из них имеет право на существование, и
все зависит от общего светового решения того эпизода, в который этот кадр будет
включен. Но, пожалуй, самым живописным можно считать кадр 63. Это пример
органичного сочетания четырех видов света: рисующего, заполняющего, контрового
и фонового. Заполнение умеренное, оно не мешает эффекту рисующего луча.
Насыщенные густые тени хорошо передают форму. Провалов в тенях нет, в них
просматриваются детали. Контраст не резок. Блик контрового прибора не ярок и не
привлекает особенного внимания. B
достаточной степени освещен фон. Ho
главное — подчеркнут характер героя!
— Гипса, — мог
поправить нас предок.
— Нет,
человека, — поправили бы мы предка. — Для нас этот объект — живой человек эпохи
Возрождения. Он жил в Венеции, его звали Гаттамелата. И поэтому снимать его
портрет с одним заполняющим источником в тональном варианте никак не годится.

— Ho почему? — мог засомневаться
предок. — Какая связь между человеком и освещением, которое мы видим?


— A потому что он был кондотьером —
предводителем наемных отрядов, которые набирались венецианцами. Профессия у
него была простая — убивать и получать за это деньги. Конечно, он был человеком
жестоким, волевым, смелым. Ha портрете, сделанном в тональной
гамме, эти черты характера не выявлены. Мягкий световой рисунок не может их
передать. A светотень подчеркивает духовную
сущность модели. Достаточно посмотреть, как высвечена нахмуренная бровь! Как
подчеркнут жесткий взгляд! Как выявлен волевой подбородок и рот с крепко
сжатыми губами! Даже блик, попавший на ноздри, и тот усиливает эмоциональную
выразительность освещения. Это уже не лицо того равнодушного человека, который
виден на тональном портрете, это лицо властного, азартного воина. И ведь все
сделано лучами света. Именно световое решение позволило показать характер
беспощадного к врагам, да и к себе тоже, наемника, у которого нет ничего
святого. Одно слово — кондотьер!
Предыдущая Следующая