Предыдущая Следующая
Рис. 51. Поправочный множитель к
расчету реверберации rio
формуле Сабина
ЗАКОНЫ РЕВЕРБЕРАЦИИ
Многочисленные исследования,
произведенные за последние годы для проверки формулы, определяющей (конечно, с
учетом иоправки) время реверберации, показали, что формула дает, как правило,
достаточно точные результаты. B
итоге всех этих исследований мы сможем сформулировать некоторые весьма важные в
практическом отношении еаконы реверберации.
Прежде всего оказывается, что при
заданном объеме и общем поглощении в p e м я p e в e p б e p а ц и и н e з а в и с и т о т ф о p м ы по1мещения. Отсюда, конечно,
«е следует заключать, что форма помещения вообще не играет никакой роли и не
влияетна качество звуковоспроизведения. Действительно, при неудачно выбранной
форме зрительного зала качество воспроизведения может пострадать от ясно
выраженного эха (в том случае, когда волна первого отражения доходит до
слушателя позже, чем череэ. Vi6
сек. после прихода прямой волны). Помимо того,- при иаличии, мапример, вогиутых
поверхностей звуковая энергия может концентрироваться в определенных областях
зала, что также являетсч нежелательным. Однако, если отвлечься от тех
,сравнительно редких случаев, когда сама форма помещения является акустически
дефектНой, можно утверждать, что для качества звуковоспроизведения форма зала
является фактором второстепенного значени».
Далее оказывается, что в p e м я p e в e p б e p а ц и и о д и н a- к о в о в о в с e x т о ч к a x тт о м e щ e н и я и н e з а в й с и т о т п о л о ж e н и я и о т и а п p а в л e н н о с т и и с т о ч н и к а з
в у к а, B
частности, в помещении может звучать не один источник, а несколько; время
реверберации сохраняет при этом прежнее значение.
Наконец, выяснилось, что формула
реверберации теряет свой смысл и значение в применении к по- м e щ e н и я м q ч e н ь м а л о г о и о ч e н ь б о л ь ш о г о о б ъ e м а. Это обстоятелЬство >не
должйо показаться удивительным. Действительно, в помещениях, размеры которых
сравнимы e
длиной волны в области низких звуков, еще слышимых человеческим ухом,
собственные частоты помещения отделеиы друг от друга отчетливо различимыми
интервалами; поэтому формула реверберации, выведенная в предположении очень
«плотного» спектра собственных частот, теряет здесь свою силу. C другой стороны, в помещениях,
размеры которых настолько велнки, что ухо легко отличает прямой звук от первых
отражений, жартина восприятия отзвука приобретает новое качество: вместо
плавно, затихающего- звука мы слышим п о с л e д о в а т e л ь н ы й p я д э x о. При этом уже ие имеет смысла
говорить о процессе реверберации, который s практическом смысле слова
представляет собою непрерывную» слитную последовательность звуковых импульсов
постепенно убывающей силы.
Предыдущая Следующая