Предыдущая Следующая
собственные затухающиеколебания
воздушного объема. Но существу дела между этой точкой зрения и той, на которую
мы склониы быля стать первоначально, принципиального различия нет.
Действительно, собственные колебания воздушного объема в закрытом помещении сводятся
к сложной картине стоячих волн, имеющих вполне определенные частоты. Если
возможные частоты этих волн отделены друг от друга достаточно тесными
интервалами, то представление о начальном импульсе, претерпевающем в процессе
отзвука многократные отражения, совершенно правильно изображает картнну
.собственных колебаний воздушного . объема.
Акустические процессы в закрытых
помещениях, не ограничиваются, конечно, процессами отзвука. При длительной
работе источника звука в помещения устанавливается звуковое поле, в котором
'частоты колебаний уже совершенно строго (а не только приближенно) совпадают с
Частотами источника звз/ка. B
установившемся режиме мы имеем тогда чисто в ы н у ж д e н н ы e колебания, энергия которых
определяется, с одной стороны, мощностью источника звука, а с
другой-—способностью помещения поглощать звук. Распределение амплитуд и фаз
вынужденных колебании в закрытом помешенин отличается исшочнтельной сложностью.
При современном состоянии наших знаний мы должны совершенно отказаться от их
расчета. Все, чтр мы можем сделать, сводится т®ЬкЯ„^^ВЙ1®.ТХ
Общегс> IYnaca
'звукрвой 'эвёргии - в помещении. Такое положение вещёй не представляет,
однако, сколько-нибудь серьезных практических неуДобств, поскольку в условиях
звучания речи и музыки мы наблюдаем в помещении главным образом
устанавливающиеся, а не установившиеся процессы. Зато длительность установления
режима и — в первую очередь — длительность процессов отзвука имеет
первостепенное практическое вначение,
'определяя акустические качества
помещения, предназначеяного дл® слушания речи и музыки. Это станет понятным,
если мы всйом- ним, что при каждом изменении амплитуд и частот воспроизводимого
в помещении звука неизбежно будут возбуждаться и собственные колебания
воздушного объема; при чрезмерно медленном- их затухании каждый новый импульс,
,например, каждый новый; слог речи, будет восприниматься
’,слушателями на фоне целого ряда предшествующих импульсов, еще не ,успевших
отзвучать -к моменту излучения очередного импульса.
Предыдущая Следующая