Предыдущая Следующая
оставить на втором плане, то
возникнет оптическое ощущение динамики. Если же эту фигуру снять движущейся
камерой, то динамические ощущения возрастут еще больше. В кадре, снятом
движущейся камерой, возникнут иные соотношения статуарных и кинетических
элементов: хотя фигура на первом плане жестко вписана в кадр и не смещается
относительно его рамки, зато она активно перемещается относительно фона, что и
создает иллюзию темпа движения.
Иными словами, при динамической
съемке возникает иллюзия движения статичных элементов — зданий, деревьев и т.
д. Они как бы мелькают, убегают или проходят по плоскости экрана, подчеркивая
быстроту движения основного объекта.
Динамизация киноизображения
особенно важна в фильмах, в которых мало внешнего действия, где большую роль
играет слово.
Интересно решается задача
организации внимания зрителя, например, в фильме «Девять дней одного года»
(режиссер М. Ромм, оператор Г. Лавров).
В этом фильме много разговорных
сцен, лишенных каких- либо действенных поступков героев. В основном содержание
фильма, характеры персонажей раскрываются именно в этих разговорах, спорах
героев друг с другом. Слово в фильме приобрело особое значение.
Оператор динамизирует эти
статичные мизансцены движением камеры. Камера как бы оглядывает разговаривающих
актеров, то приближается к ним, то удаляется, то выделяет какую-либо деталь,
например, глаза актера и т. д. Аппарат как бы «ведет» взгляд зрителя,
направляет его внимание, акцентирует на самом важном в этот момент. Причем это
«руководство» зрителем совершается очень тактично и не назойливо.
Такое движение камеры не похоже
на механические отъезды или наезды. Это новая форма композиции кинокадра,
органически связанная не только с мизансценой, с внешним движением актера, но и
со смыслом диалога.
3. Светотональный акцент
Как мы уже говорили, основная
цель искусства — взволновать зрителя художественными образами. Для этого
необходимо в первую очередь овладеть вниманием зрителя.
Предыдущая Следующая