Предыдущая Следующая
Если число проецируемых фаз
(частота проекции) равно числу снятых (частота съемки), то скорость движения
предметов, наблюдаемая на экране, равна их физической скорости (Тг =
Т2).
При постоянной частоте проекции
скорость движения объекта на экране целиком зависит от частоты съемки, т. е.
количества зафиксированных (снятых) на киноленте в единицу времени фаз движения
предмета.
Этот основной закон кинематографа
открывает перед оператором широчайшие киноизобразительные возможности.
Воспроизведение темпа и скорости
движения предметов характеризует кинокадр как кинетическую картину.
Механизм киноаппарата позволяет
вести съемку в широком диапазоне частоты фиксации фаз объекта: покадровую
съемку с большими временными промежутками между фиксирующими экспозициями; замедленную
съемку с фиксацией от 2 до 24 фаз в секунду; нормальную съемку с фиксацией 24
фаз в секунду; ускоренную съемку — до 120 фаз в секунду. Специальными
аппаратами можно снимать, примерно, 240 фаз в секунду. В целях научного
исследования применяют высокочастотную съемку до нескольких тысяч фаз в
секунду.
Ускорение или замедление
кинетического режима съемки изменяет темп движения фигур на экране. Возьмем
простой пример — съемку бегущего спортсмена.
Так, если спортсмен бежит 100 м в
12 сек., т. е. 8,03 м в 1 сек., то при нормальных съемке и проекции — 24
кадрика в 1 сек. — в течение 12 сек. пробега будет зафиксировано 12X24 = 288
фаз на 5,5 м пленки и
демонстрация их также продлится 12 сек.
Если же снизить частоту съемки до
12 фаз в секунду, то за 12 сек. удастся снять всего 144 фазы на 2,4 м пленки,
демонстрация которых на экране продолжится всего б сек. Таким образом, скорость
движения фигуры на экране как бы удвоится.
Если мы уменьшим частоту съемки
даже на 2 фазы в секунду, то скорость движения спортсмена на экране также будет
выше его физической скорости, 264 (22 х 12) фазы пройдут в 11 сек.
Влияние кинетического режима
съемки на темп движения фигур на экране следует особенно учитывать при
синхронной съемке и съемке под фонограмму. Так, например, темп (частота шага)
марширующих солдат, снятых на 22 кадрика, может не совпасть с темпом музыки
марша, поэтому съемка кадров, рассчитанная на музыкальное сопровождение, как
правило, проводится в нормальном режиме — 24 кадра в секунду.
Предыдущая Следующая