Предыдущая Следующая
Различия в формате кинокадра
определяют изобразительные возможности каждого вида кинематографа и требуют от
опера
тора соответствующей работы над
композицией кадра и применением киноизобразительных приемов.
Основными
изобразительно-выразительными средствами 35-мм (нормального) кинематографа были
монтаж, ракурсная съемка и смена планов. Монтаж открывал возможности широких
художественных обобщений. Ракурс придавал изображению особую выразительность.
Изобразительно-монтажная форма позволяла управлять вниманием зрителя, активно
воздействовать на него.
Со временем вошла в практику и
съемка движущейся камерой, которая позволила как бы раздвинуть сценическое
пространство для действия актера и одновременно сохранить крупный масштаб
изображения и отчетливую видимость мимики актера.
В фильмах нормального формата
операторы, как правило, используют в актерских эпизодах так называемые
«центральные» композиции, стремясь обратить внимание зрителя на объект с
помощью его центрального расположения на картинной плоскости кадра. Для съемки
«проходов», «проездов», чтобы усилить динамичность композиции, чаще всего
применяются диагональные построения. Если снимаются групповые и массовые сцены,
то обычно выводят на первый план основные фигуры, причем чередование тонов
строится от темного на первом плане к светлому в глубине или наоборот,
благодаря чему фигуры приобретают объемность и отчетливее ощущается движение по
всей глубине пространства.
Ш и р о к о э к р а н н ы й
кинематограф увеличил площадь и пропорции экрана и тем самым как бы расширил
сценическую площадку для актерской игры на средних и крупных планах.
Сохраняя в целом ряд
композиционных особенностей нормального формата, широкоэкранный кинематограф
внес ряд ограничений в построение кинокадра. Эти ограничения выразились в
сокращении возможности использования монтажа, ракурсных съемок, глубинных
многоплановых мизансцен, а также съемок движущейся камерой в силу малой глубины
резкости изображаемого на экране пространства.
Предыдущая Следующая