Предыдущая Следующая
достичь выразительности и
художественной организации изобразительного материала (решение тона, колорита,
светотени как в отдельных кадрах, так и в монтажной картине);
использовать возможности
психофизиологического воздействия некоторых киноизобразительных приемов,
например, ракурсных съемок, съемок движущейся камерой и т. д.
Композиция кадра решается также
путем определения съемочных приемов (крупности планов, съемки стационарной
камерой или с движения, ракурсов), построением (в павильоне) или выбором (на
натуре) освещения и организацией материала съемки, например, актерской
мизансцены или крупного плана на картинной плоскости кадра. Кроме того,
композиция кадра подразумевает киноизобразительное решение тональности и
колорита кадра.
Рассматривая кадр как монтажную
единицу, связанную с предыдущими и последующими кадрами, все же не следует
забывать, что каждый отдельный момент действия, показываемый в отдельном кадре,
диктует особые условия его построения. Каждый кадр обладает своими
закономерностями, обусловленными спецификой метода киноизображения. К ним
относятся: формат кадра и его форма, обусловленная характером освещения и
приемами съемки и определяемая масштабами изображенных фигур и предметов,
точкой зрения на них, скоростью и темпом изображенного движения и т. д.
От выбора тех или иных
характеристик кадра зависит не только условие его существования как
киноизображения, но и своеобразие его композиционного построения, т. е. его
художественная выразительность, а следовательно, и художественная
выразительность фильма.
3. Приемы съемки
Изобразительная форма кадра на
пленке и экране возникает в результате съемки с помощью применения различных
съемочных приемов, входящих в арсенал художественных средств кинооператора.
Разнообразие приемов киносъемки
оправдано стремлением операторов передать в фильмах все богатство жизненных
явлений, воссоздать на экране иллюзию естественности зрительных впечатлений.
Предыдущая Следующая