Предыдущая Следующая
Эскиз декораций выполняется
художником-постановщиком и затем творчески обсуждается совместно с режиссером и
оператором.
Оператор оценивает эскиз и проект
архитектурной разработки декораций с позиций изобразительного решения фильма на
экране и производственных возможностей съемки. Архитектура и планировка
декораций должны предоставлять возможность построения всех задуманных мизансцен
и выполнения всех намеченных приемов съемки и освещения. Кроме того, формы
декораций, фактура и цвет материалов должны служить хорошим фоном для фигур
актеров в кадре.
В процессе обсуждения эскиза уточняется
конструктивное решение декораций и предметов обстановки. На основе эскиза
режиссер и оператор разрабатывают генеральную мизансцену эпизода, намечают
расположение предметов обстановки, увязывая его с мизансценой и композицией
кадра.
Эта предварительная работа может
быть выражена в виде графических зарисовок узловых кадров. Графическую разра-
1 Вопросы творчества
кинохудожников и изобразительно-декорационного оформления фильма освещаются в
специальном курсе, читаемом для студентов операторского факультета.
ботку выполняет художник по
указанию режиссера и при консультации оператора. Графическая разработка
является формой фиксации изобразительного замысла и служит наглядным материалом
для подготовки к съемкам объекта.
Поскольку изобразительные
достоинства декораций как объекта съемки выявляются только на экране, взаимная
творческая и производственная консультация оператора и художника является
необходимым условием их работы.
Художник вместе с оператором
устанавливает фактуры и материал отделки декораций.
Художник и оператор совместно
подбирают предметы обстановки и реквизита, конечно, при участии режиссера,
определяют архитектурную планировку декораций в зависимости от задач построения
мизансцен и изобразительно-монтажной композиции кадров данного эпизода.
Так, например, декорация
лестничных маршей из фильма «Летят журавли» возникла не только как реальное
место действия, но и как съемочная площадка, необходимая для определенного
изобразительно-монтажного решения эпизода «прощание Вероники с Борисом». Архитектурная
конструкция декорации была рассчитана с учетом применения съемки движущейся
камерой способом «лифтэффекта» — для прослеживания движений актера не по
горизонтали, а по спирали. Иными словами, декорация была сконструирована
специально для осуществления определенного творческого замысла.
Предыдущая Следующая