Предыдущая Следующая
В первом случае изобразительной
темой является динамика, во втором — статика.
Для того чтобы создать ощущение,
что Петр «мчится» перед полками, и одновременно передать состояние Петра,
следует, вероятно, применить съемку движущейся камерой. Это подчеркнет
стремительность движения и даст возможность показать Петра на первом плане,
крупно.
Мизансцена «Карл на носилках»
также может быть снята с движения, но совершенно в другом темпе,
противоположном темпу эпизода Петра.
Эпизоды «Кочубей в темнице» и
«Мазепа в саду» — оба начинаются замечательными литературными пейзажами: «Тиха
украинская ночь». Но образы украинской ночи в этих эпизодах совершенно различны
по изобразительной задаче.
Эпизод «Кочубей в темнице» начинается
следующими строками:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь Не хочет
воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты Над
Белой-Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет.
И тихо, тихо все кругом...
Этими строками поэт характеризует
настроение эпизода: ночь пронизана светом, луна спокойно озаряет сады и старый
замок, кругом тихо. Тема тишины, покоя и сияния определяет и
киноизобразительную задачу. Для ее решения необходимо выбрать соответствующую
натуру и освещение пейзажа.
Эпизод «Гетман в саду» совершенно
иной:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь Не хочет
воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы.
Но мрачны странные мечты В душе
Мазепы: звезды ночи,
Как обвинительные очи,
За ним насмешливо глядят,
И тополи, стеснившись в ряд,
Качая тихо головою,
Как судьи, шепчут меж собою.
И летней, теплой ночи тьма Душна,
как черная тюрьма.
Авторское описание ставит иную
сравнительно с первым эпизодом киноизобразительную задачу, которая требует и
другой формы киноизобразительного решения.
С помощью освещения, тональности,
колорита, композиции кадров оператор должен создать соответственную
настроенность, чтобы зритель ошутил душную темноту ночи в одном случае и
светлоту ее в другом, и тогда эпизоды приобретут необходимую выразительность на
экране.
Предыдущая Следующая