Предыдущая Следующая
Съемка состоит из целого ряда
операций, требующих быстрой и точной оценки обстановки, а затем столь же быстрого
и точного выполнения. Часть этих киносъемочных операций — наводка на фокус,
установка диафрагмы, контроль освещения, панорамирование и т. д. — должна
выполняться в известной мере автоматически.
Приобретение этих навыков
приходит обычно со временем и с опытом, в условиях производственной работы и
путем специальных тренировок для закрепления выработанного рефлекса. Особенно
важно для оператора развитие и воспитание в себе так называемого чувства света,
необходимого для эффек
тивной работы как в павильоне,
так и на натуре, чувство оптической формы.
Техника операции съемки должна
быть доведена оператором до автоматизма, для того чтобы высвободить свои
интеллектуальные и эмоциональные ресурсы для творческой переработки
впечатлений.
Совершенствование кинематографа
во многом освободило кинооператора от необходимости расходовать творческую
энергию на выполнение технических задач воспроизведения предмета и позволило
ему сосредоточить свое внимание на задачах художественных — на композиции
кадров фильма и их освещении. Целью творческой работы оператора стала
выразительность изображения образов фильма на экране.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СОВЕТСКИХ
КИНООПЕРАТОРАХ,
УПОМИНАЮЩИХСЯ В ТЕКСТЕ*
АНДРИКАНИС ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р.
1908). Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственных премий.
Окончил ВГИК в 1932 г.
Фильмы:
«Гаврош» — 1937, реж. Т.
Лукашевич.
«Машенька» — 1942, реж. Ю.
Райзман.
«Дни и ночи» — 1944, реж. А.
Столпер.
«Небо Москвы» — 1944, реж. Ю.
Райзман.
«Марите» (совместно с Г.
Пашковой) — 1947, реж. В. Строева. «Пржевальский» (совместно с Ф. Фирсовым) —
1951, реж. С. Юткевич. «Отелло» — 1956, реж. С. Юткевич.
«Рассказы о Ленине» (совместно с
А. Москвиным, А. Ахметовой, В. Фасто- вичем) — 1947, реж. С. Юткевич.
Опубликованы работы:
«Записки кинооператора». М.,
«Искусство», 1956.
Предыдущая Следующая