Предыдущая Следующая
Исключительно выразительны
портреты поэта в эпизоде прощания со своим задушевным другом и единомышленником
— Сираковским.
Вот, например, крупный план
Шевченко, где на фоне видно все то же знойное, бесцветное небо и выгоревшие
пески. Почти
Кадр из фильма «Судьба человека»
обесцвеченная монохромная
тональность не отвлекает внимание зрителя от лица, от глаз Шевченко — С.
Бондарчука, полных горьких слез, неизбывной муки.
Другой интересный пример решения
экранного образа — фильм «Судьба человека». Образ героя Андрея Соколова создан
режиссером и актером Сергеем Бондарчуком и «написан» на экране оператором
Владимиром Монаховым.
В фильме нет броских эффектных
кадров, вычурных композиций. Нарочито просто, даже буднично ведется
повествование. И все усилия оператора В. Монахова были направлены на то, чтобы
выявить актера, передать непрерывность человеческой жизни на экране, вызвать у
зрителя искренний интерес и сочувствие к герою.
Когда Сергей Бондарчук — Андрей
Соколов первый раз совершает побег из фашистского плена, он похож на птицу,
вырвавшуюся на волю: он бежит стремглав, падая, вскакивая, задыхаясь, к лесу, к
полю, и деревья словно спешат ему навстречу, чтобы помочь, защитить, спасти.
Оператору В. Монахову удалось
выбором приема съемки (движущаяся камера и вертолет как своеобразный
операторский кран), выбором натуры (березовая роща и «седой» овес) передать
зрителям охватившее героя чувство свободы и добиться от них глубокого
сопереживания с Соколовым—Бондарчуком.
Подчеркнуть выразительность
актерского поведения, найти характерное оптическое решение образа героя — такую
задачу как основную ставили перед собой лучшие операторы советского кино.
Одним из выдающихся произведений
советского киноискусства по праву считается фильм «Чапаев» (режиссеры Г. и С.
Васильевы, операторы А. Сигаев и А. Ксенофонтов).
В памяти зрителя четко
запечатлены кадры — Чапаев на пулеметной тачанке, Чапаев, следящий за боем,
Чапаев, несущийся во главе эскадрона в атаку. В заломленной папахе, в
развевающейся бурке, всегда стремительный, весь в движении боевой командир —
этот зрительный образ захватывает, увлекает, запоминается надолго.
Предыдущая Следующая