Предыдущая Следующая
Дальнейшее развитие киноискусства
связано с изобразительно-монтажным решением кинофильма.
Режиссеры Л. Кулешов, С.
Эйзенштейн, В. Пудовкин и другие, обогащая язык кино, разработали специфические
кинематографические приемы, применили крупные и средние планы и ракурсы для
повышения выразительности игровых актерских сцен. Изобразительно-монтажная
форма потребовала связи монтажных кадров по направлению движения персонажей, по
крупности плана, по ракурсу. Оператор должен был решать киноизобра- зительное оформление
не только отдельного кадра, но и целого эпизода. От оператора потребовалась
активная творческая работа не только на съемочной площадке, но и при монтажной
разработке съемочных объектов.
Операция съемки из технической
кинофотографической операции постепенно превратилась в художественно-творческую
работу над оформлением кинокадров, как картины на пленке и экране — над
организацией постановочного материала в кадре с помощью киноизобразительных
приемов — смены крупности планов, ракурсов, динамических панорам и т. д., т.е.
над композицией кадров фильма.
Постепенно работа над композицией
кадров сосредоточилась в руках оператора и стала наряду с работой со светом
основной художественно-творческой работой кинооператора.
Необходимость решать
художественно-творческие задачи при построении и освещении кадра повлекла за
собой и необходимость участия оператора в тех областях творческой и
производственной подготовки к постановке фильма, которые были непосредственно
связаны с его изобразительным оформлением.
Оператор, выбирая кадр в
декорации, непосредственно сталкивался с ее архитектурными качествами и
исполнением, с качеством мебели, реквизита, с характером планировки декорации,
с тем, как она «вписывалась» в монтажные кадры, какие возможности
мизансценирования предоставляла.
Для работы над освещением
декорации оператору было также весьма важно заранее знать планировку дверей,
окон, колонн, лестниц, форму и фактуру стен, на фоне которых рисуются фигуры
актеров, и т. д.
Предыдущая Следующая