Предыдущая Следующая
В одной из своих статей
кинорежиссер Г. Рошаль оценивает кинопортрет как важнейшую особенность
кинематографа: «Лицо! — восклицает он. — Ведь все-таки оно в конечном итоге
сосредоточивало на себе все наши усилия, в связи с ним приходилось менять
иногда цветовые взаимоотношения фона и переднего плана, освещаемость тех или
иных деталей кадра и т. д. Основная задача оператора заключалась в том, чтобы
создать г л у б о к и е и ж и в о п и с н о - в ы р а з и т е л ь н ы е
портреты (подчеркнуто мною. — А. Г.) персонажей фильма, в особенности портреты
Мусоргского, Стасова, Балакирева».
В этом замечании Г. Рошаля
правильно подчеркивается своеобразие киноизобразительной композиции
произведения киноискусства, где актерские средние и крупные планы, снятые
стационарной или движущейся камерой, занимают около 80% метража фильма.
Профессиональная культура
кинооператора оценивается главным образом его умением решить основную
изобразительную
задачу кинокартины — ярко,
интересно, полно показать актера, подчеркнуть оттенки, нюансы его игры,
особенно на крупных планах.
Именно на крупных планах
осуществляется как бы приближение актера к зрителю и имеется возможность
воспроизвести тончайшие внешние выражения человеческого чувства — игру глаз,
скрытую улыбку, едва уловимое движение руки. Оператору всегда следует помнить,
что крупный план предоставляет киноактеру широкую возможность естественного
выражения внутреннего состояния, вплоть до самых тонких оттенков его
проявления.
И хорошим кинопортретистом может
считаться только тот оператор, который умеет донести до зрителя все богатство
мимической игры актера, мельчайшие оттенки и нюансы его чувств и переживаний.
Не случайно В. Пудовкин
подчеркивал то огромное значение, которое имеет«для полноты образа действующего
человека его жест, его мимика, связанная со словом. Эта мимика, подчас
тончайшая и слож1нейшая, играет роль не меньшую, чем голосовая
интонация» .
Предыдущая Следующая