Предыдущая Следующая
Некоторые режиссеры и сейчас
пользуются специальными эскизами-зарисовками, привлекая для их выполнения
худож- ников-живописцев.
Такой метод работы применил,
например, режиссер Г. Рошаль при постановке фильма «Мусоргский». «По нашим, —
пишет Г. Рошаль, — указаниям художница Б. Маневич-Каплан разработала цветовую
партитуру картины. Эта партитура связывала воедино все наши замыслы по линии
декораций, костюмов, построения кадров, изменения колорита и т. д. Она
представляла собой, примерно, сто тридцать больших, написанных гуашью эскизов, дополнявших
эскизы декораций Н. Суворова и костюмов Словцовой» . И дальше: «Надо прямо
сказать, эти схемы
нам чрезвычайно помогли
разобраться в цветовом построении нашего фильма. Конечно, мы в картине не
придерживались неукоснительно предварительной цветовой партитуры. Живое
«письмо» операторов и художников сплошь и рядом нарушало наши предопределения»
.
Таким образом, признавая, что эти
предварительные эскизы- зарисовки оказали большую пользу, Г. Рошаль
подчеркивает, что «художественная полноценность фильма достигается только в
съемочном процессе» .
КИНОПОРТРЕТ
Для выразительности экранного
образа исключительно большую роль играет изобразительное решение крупных планов
актера.
Это подтверждается работами
советских кинооператоров А. Москвина, Б. Волчека, С. Урусевского, Л. Косматова
идругих. В своих фильмах они создали замечательные портретные крупноплановые
композиции, во многом способствовавшие глубине и убедительности раскрытия таких
образов, как образ большевика Максима в исполнении Б. Чиркова (трилогия о
Максиме, режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг), образа В. И. Ленина в исполнении
Б. Щукина («Ленин в Октябре», режиссер М. Ромм), образы Бориса и Вероники в
исполнении А. Баталова и Т. Самойловой («Летят журавли», режиссер М.
Калатозов), образ Кати в исполнении Р. Нифонтовой (трилогия «Хождение по
мукам», режиссер Г. Рошаль) и многих других.
Предыдущая Следующая