Предыдущая Следующая
Обязанности оператора различны на
разных стадиях производственного процесса, но в каждом из этапов создания фильма
оператор принимает активное творческое и производственное участие. Содержание
работы оператора над киноизобразительным решением фильма складывалось
исторически, на основе творческой и производственной практики.
При создании первых игровых
фильмов съемка актерской сцены требовала от оператора выполнения, примерно,
следующих работ:
установки аппарата на съемочную
точку,
выбора кадра и разметки его
предметного пространства для постановки мизансцены,
«заполнения» предметного
пространства кадра (мебель, реквизит) и участия в постановке мизансцены,
освещения декораций,
выполнения операции съемки:
фокусирования, экспонирования, управления камерой и зрительного контроля за
движениями актеров в кадре через лупу аппарата.
Предметное пространство кинокадра
ограничено или, как говорили раньше, «обрезано» рамкой кадрового окна, полем
зрения и глубиной резкости объектива. В этом предметном пространстве, которое
называют иногда просто кадром, располагаются фигуры актеров, декорация и
предметы обстановки. Условия киноперспективы требуют соответствующего
построения мизансце-
мы И расположения предметов
обстановки. Так, например, для того чтобы актерское действие было лучше видно и
изображено более крупно, мизансцена строится с выходом актеров на первый план,
как бы на авансцену, а предметы обстановки располагаются по кадру.
Планировка мизансцены и
расположение предметов в кадре в соответствии с условиями киноперспективы
непосредственно связаны с техникой оператора, так же как и контроль за
движением актеров в пространстве кадра при съемке.
Работа над пространственной
организацией постановочного материала и работа над заполнением картинной
плоскости кадра требовала от оператора не только знания кинофотографической
техники, но и некоторой киноживописной изобразительной культуры.
Предыдущая Следующая