Предыдущая Следующая
Несколько иную задачу пришлось
решать оператору Е. Ан- дриканису при съемках фильма «Отелло».
Творческой фантазией и
производственными усилиями постановочного, коллектива на экране был создан
особый, убедительный в своей достоверности мир, в котором обитали Отелло,
Дездемона, Яго и другие персонажи трагедии.
Решение натурных эпизодов
«Отелло» может служить примером творческого содружества между режиссером,
оператором и художником.
Кадр из фильма «Иваново детство»
(оператор В. Юсов)
На натуре — на развалинах
генуэзской крепости в Судаке (в Крыму), на остатках военных укреплений XVI века неподалеку от устья Днепра
и на натурной площадке «Мосфильма» С. Юткевичем, Е. Андриканисом и художниками
В. Доррером и М. Карякиным были выбраны и декоративно оформлены архитектурные
фрагменты дворцов и улиц, набережной, крепостных стен, берега моря и т. д.,
которым были присвоены названия «остров Корфу», «Венеция» и другие,
соответствующие местам действия. Затем среди этих съемочных объектов актеры
сыграли написанные драматургом сцены — и все это было снято на пленку. А на
экране игра актеров и обстановка, оформленные с помощью определенных приемов
операторского искусства, воссоединились в яркие кинематографические образы,
выразившие содержание величественной трагедии Шекспира.
Вполне естественно, что
оптические картины, зафиксированные на пленке, должны быть выполнены так, чтобы
удовлетворять требованиям выразительности драматургических образов и живописной
формы. На операторе, таким образом, лежит специфичная для киноискусства работа,
которую можно назвать киноизобразительной.
С. Юткевич так пишет об этой
работе: «В чистой натуре мне хотелось, чтобы где-то прозвучала итальянская
нота. Я понимал, что бытовое правдоподобие разрешало итальянский колорит лишь в
венецианских эпизодах. Однако мне казалось, что я не погрешу против
художественной истины, если
Оператор Е. Андриканис и режиссер
С. Юткевич на съемке фильма «Отелло*
Предыдущая Следующая