Предыдущая Следующая
Большинство кадров строилось на
контрастном сопоставлении темного и светлого. Некоторые фигуры матросов в
черных бушлатах были очерчены пучками контрового света, другие решены
силуэтами, третьи ярко высвечивались прожекторами. Это было сделано с целью
усилить динамичность светотональной композиции и подчеркнуть глубину
пространства.
«Кадр 134. Общий сверху, 10 м. На
палубе толпятся матросы, встречаются со своими близкими, целуются» . На первом
плане фигуры темны, они освещены прожекторами контрового света с лесов при
минимальной передней подсветке. На втором плане за пушкой яркое пространство.
Видна хорошо просвеченная палуба и матросы, бегущие на аппарат в ярком свете,
далее в темноте чуть угадываются перила палубы корабля и небо.
«Кадр 140. Средний с П Н Р , 11
м. Танцует моряк с сестренкой. Легла на плечо моряка рука. Брат кивнул
сестренке, и она покорно пошла танцевать с товарищем» . Этот кадр снят с
движения с тележки. На первом плане матрос с девушкой освещены пучками света и
рисуются то силуэтом, то выходят на свет. На
Кадры из фильма «Оптимистическая
трагедия»
втором плане фигуры ярко
освещены. Это сопоставление светлого в глубине и темного на первом плане
создает глубину и перспективу, а меняющееся освещение центральной пары придает
всей сцене настроение взволнованности, беспокойство и живописность.
В кадрах 146 и 148, где показаны
Комиссар и Вожак друг против друга, их лица освещаются рисующим светом. За ними
в толпу направлен пучок света, который вырывает из темноты несколько ярких лиц,
что разбивает темное однообразие, создает перспективу, усиливая с помошью
световых пятен драматическое напряжение, оптически связывая героев с окружающей
средой. Вся сцена снималась одним куском с тележки на рельсах, причем аппарат
двигался туда и обратно как бы в ритме вальса, а танцующие пары также ритмично
менялись в кадре — одни выходили, другие входили и т.д.
Предыдущая Следующая