Предыдущая Следующая
В операторской
киноизобразительной практике известны три основные с и с т е м ы
экспонирования: по средней (интегральной) яркости, по ключевому свету — при
павильонной киносъемке, по теням — при натурной съемке.
Что же касается техники
экспонометрических замеров, то она во многом зависит от конкретных условий
производственной работы оператора.
Экспонометрия павильонной съемки
в корне отличается от экспонометрии натурной съемки. В павильоне оператор
ставит свет, и ему необходимо измерять и контролировать экспозицион
ный режим киноосвещения. На
натуре оператор снимает при естественном освещении, и ему нужно измерять и
контролировать естественную освещенность и на этой основе устанавливать
съемочную экспозицию. Если оператор снимает на натуре с подсветкой, то ему
необходимо измерять и контролировать баланс естественного и электрического
освещения.
Монтажный характер киносъемки обусловливает
необходимость экспозиционного и светотонального баланса между монтажными
кадрами, снимаемыми в разное время и в разных местах. В павильоне это требует
каждый раз контроля новой установки света, а на натуре — оценки новых условий
освещения, так как изменение высоты солнца даже между съемками дублей одной
сцены может изменить и условия освещения.
Экспонометрия служит оператору не
только для расчета съемочной экспозиции, но и для рациональной производственной
работы и решения чисто художественных киноизобразитель- ных задач.
Одна из основных производственных
задач оператора — получить негатив отличных фотографических качеств, который
может служить прекрасным исходным материалом не только для печати контрольной
копии, но и для изготовления тиражных фильмокопий. Только в тиражной
фильмокопии драматургические и киноизобразительные достоинства фильма может
оценить зритель. И если оператору действительно дорог эстетический результат
своей работы, то он особенно тщательно должен соблюдать экспозиционный режим
съемки и режим проявления.
Предыдущая Следующая