Предыдущая Следующая
Работа Эдуарда Тиссэ над
киноизобразительным решением фильма «Александр Невский» и натурной частью
фильма «Иван Грозный» в постановке С. Эйзенштейна безусловно обогащает и сейчас
художественную и производственную культуру операторов. До сих пор считаются
блестящими образцами киноизобра- зительных решений эпизоды «осада Пскова» и
«Ледовое побоище» в «Александре Невском» или «в Александровской слободе» в
«Иване Грозном». Принципы изобразительно-монтажного решения актерских эпизодов
в фильме режиссера В. Пудовкина и оператора А. Головни «Мать», эпизодов
«разгрома крылатой конницы» или «перехода через Чертов мост» в фильме
«Суворов», эпизода «похороны батьки Боженко» или сцены перед боем в фильме
«Щорс» режиссера А. Довженко и оператора И. Екель- чика, да и многих других
прекрасных фильмах прошлых лет несомненно и ныне помогают режиссерам и
операторам находить свои новые выразительные и постановочные решения.
Преемственность художественной
культуры — необходимое условие развития искусства, которое отнюдь не означает
ни механических подражаний, ни застоя, ни консерватизма.
Конечно, у разных операторов —
разная склонность к тому или иному жанру фильмов, той или иной изобразительной
манере. У одних операторов выявляется способность к живописным решениям, у
других — к конструктивным. Одним прекрасно удаются кадры исторических фильмов,
других, наоборот, современная тематика вдохновляет на оригинальные и свежие
композиционные решения.
Но каждый из операторов лучшими
работами вносит свой вклад в совершенствование языка кинооператорского
искусства, развивая те или иные элементы, стороны мастерства. Поэтому никак
нельзя ограничить изучение кинооператорского творчества исследованием манеры
съемок только, предположим, «поэтических» кинопроизведений и отвергать,
например, съемку фильмов-спектаклей или фильмов с длинными разговорными сценами
на том основании, что они будто бы далеки от специфики кино.
Предыдущая Следующая