Предыдущая Следующая
На плоскости экрана
сопоставляются фигуры и предметы, которые физически не лежат в одной плоскости,
а движутся в пространстве. Для того чтобы ясно и четко обрисовать объемные
формы фигур, отделить предметы друг от друга, создать иллюзию глубины
пространства, необходимы различия в яркости поверхностей объекта и фона.
Различия в яркости достигаются освещением и воспроизводятся на пленке как
различия в силе тона, что позволяет выделить на плоскости экрана отдельные
фигуры или предметы.
Характер киноосвещения
определяется краткостью времени демонстрации монтажных кадров на экране — это
специфика киноискусства, которая имеет существенное значение для решения
светотональных и цветовых задач.
В кино большая роль отводится
светотени, рисующей формы предметов и определяющей яркость тонов. Раскладкой
света и тени оператор помогает зрителю в краткие мгновения демонстрации
отдельных монтажных кадров на экране ясно видеть сюжетный объект — лицо и
фигуру актера.
Фигура действующего актера
выделяется обычно не только расположением на первом плане, но и тем, что она
изображается более яркой по тону или цвету. Организация в кинокадре посредством
тона или цвета внимания зрителя на актерском действии — самая важная творческая
задача оператора. Кадры, где фигуры и фон даны в однообразной тональности,
значительно теряют
в актерской выразительности. Если
фигура актера плохо различается на пестром фоне, то это также снижает
воздействие актерской игры на зрителя.
При работе со светом в павильоне
оператору необходимо посредством светотени отмоделировать объемную форму
предметов, отработать рельефы декораций, выявить контурную форму фигур,
очертить их в пространстве, а кроме того, создать ощущение определенного
эффекта освещения.
По характеру распределения
световых пятен, бликов и теней, по яркости пятен и бликов и контрастности
теней, по цветности света и т. д. — можно узнать и источник света. Например,
эффект освещения свечи узнается по желтоватому тону и колеблющемуся свету от
пламени, по резкому спаду освещенности в глубину, по контрасту светотени, по
радиальному расхождению теней.
Предыдущая Следующая