Предыдущая Следующая
В цветном кино, как и в
черно-белом, можно достигать как светотеневого, так и светотонального рисунка
изображения.
При светотеневом освещении четко
обозначаются света и тени, цвета могут высветляться или притемняться. Рисунок
изображения приобретает объемность, пластичность, простран — ственность. Фигуры
«читаются» на фонах не только по цветному контрасту, но и по светотени.
Красочная палитра оператора расширяется, появляется возможность передавать не
только локальный цвет предметов, но и все возможные оттенки цвета в светах и
тенях, воспроизводить световые эффекты. Моделировка форм светотенью, оттенки
цвета, блики, полутона придают особую достоверность и убедительность
изображению.
Но опыт работы над цветными
фильмами показал, что и сплошной пространственный свет имеет свои
изобразительные достоинства при съемке цветных фильмов.
Цветное киноизображение, снятое
при пространственном (бестеневом) освещении, создает полное впечатление о
предмете,
о его фактуре, цвете, материале.
В первых цветных съемках
операторы столкнулись с тем фактом, что цвет на экране выглядел локальным,
ощущался как цвет пленки, а не цвет предмета. Это происходило в результате
ошибок экспонирования при передержках (выбеливание) и при недодержках. Кроме
того, сказывалось отсутствие действия воздушной среды. В жизни человек
наблюдает предметы сквозь воздушную сферу, которая сглаживает яркость цветов,
излишний блеск краски и т. д. На первых порах в кино при съемках на натуре в
солнечную погоду, когда воздух чист и прозрачен, или в павильоне с близкого
расстояния этой воздушной среды не ощущалось, и в результате, цвет на экране
приобретал сухость и локальность.
Схематизация цвета явилась
результатом и недостаточного использования колористических возможностей
освещения.
Как известно, освещая объекты для
цветной съемки, оператор может применять как белое, так и цветное освещение.
Предыдущая Следующая