Предыдущая Следующая
Этот метод освещения явился
следствием изучения возможностей кинематографа и освоения опыта живописи и
фотографии. Благодаря Б. Волчку кинематограф получил новую технику для
освещения при съемке актерских сцен — технику пластического света. Лучшей
иллюстрацией этого метода работы со светом являются портреты артиста Б. Щукина
в роли В. И. Ленина в фильме «Ленин в Октябре» (режиссер М. Ромм) и артистки Е.
Кузьминой в фильме «Человек № 217» (режиссер М. Ромм) и других. Добившись
пластики в портрете, Б. Волчек стал искать таких же результатов в освещении
декораций, в трактовке предметного пространства кадра.
Оператор не стремится к
натуралистическому воспроизведению декорации. Пространство и ограничивающая его
архитектурная форма со всеми рельефами и объемами служат для Б. Волчка и
удобной для построения глубинных мизансцен сценической площадкой, и
одновременно живописным фоном для фигур, и материалом для светотональных
композиций.
Правильная градация светотени,
распределение тональных масс по плоскостям декорации, единое архитектоническое
пост
роение изображения фигур актеров
и элементов декорации, нарисованных светом в одной манере, — являются
отличительными признаками работы Б. Волчка со светом.
Приемы освещения, разработанные
оператором Б. Волчком, нашли широкое распространение в практике советских
операторов.
Дальнейшее развитие искусства
киноосвещения неразрывно связано с поисками новых решений постановки и съемки
актерских эпизодов.
В немых фильмах актерские эпизоды
решались монтажно, на экране они смотрелись как изобразительно-монтажные
композиции. Крупные планы актеров большей частью «в фас» жестко вписывались в
кадр. Лицо, как правило, располагалось в центре кадра, что позволяло оператору
выполнять довольно точную моделировку, подсвечивать глаза нижним светом,
накладывать световой контур и т. д.
В звуковых фильмах появились так
называемые «глубинные мизансцены», и операторы разработали иную систему
освещения, которая известна под названием «нормальный портретный свет».
Предыдущая Следующая