Предыдущая Следующая
Советская школа операторского
искусства сильна прежде всего своей идейно-художественной направленностью.
Еще в «Броненосце «Потемкин»
крупный план женщины с разбитым пенсне выявил выразительную силу этой
специфической киноизобразительной формы, а в панорамной съемке детской коляски,
стремительно скачущей вниз по ступеням Одесской лестницы, открылась
специфическая выразительность киноизоб- разительного приема. Снятые в ракурсах
портреты в «Матери» доказали, как значительны возможности операторов в усилении
выразительности образа актера в фильме.
Но тогда же кинематографисты
убедились, что впечатление на зрителя производит не сам по себе нижний ракурс
или подсветка, а актерская игра, показанная в нижнем ракурсе, и глаза актера,
подсвеченные нижним светом. И впоследствии, применяя разнообразные
киносъемочные приемы, советские операторы никогда не приписывали этим приемам
самостоятельную, самодовлеющую выразительность.
Правда, мы иногда говорим о в ы р
а з и т е л ь н о м ракурсе, об э ф
ф е к т н о м освещении, о д и н а м и ч е с к о й панораме. Но все эти
выражения — «рабочая» терминология, и на самом деле речь всегда идет лишь о
выразительности актера, снятого в ракурсе. Даже тогда, когда упоминается о
съемке в ракурсе, например, монументов, то и здесь подразумевается, что выразительны
не ракурсы сами по себе, а монументы, снятые в ракурсе. Это же относится и к
другим приемам съемки.
Ценность того или иного приема
определяется прежде всего степенью его органичной зависимости от драматургии.
Так, например, всем запомнился эпизод в березовой роще в фильме «Иваново
детство» и особенно кадр «танцующих березок», снятый оператором В. Юсовым.
Действительно это прекрасный кадр, но ощущение танца и глубина впечатления,
которое производит этот кадр на зрителя, объясняется прежде всего «монтажным
контекстом», в котором этот кадр несет совершенно точную образную задачу. Здесь
следует напомнить слова С. М. Эйзенштейна о том, что «областью метафорического
и образного письма является сфера монтажных 1сопоставлений, а не
сами изобразительные монтажные куски» .
Предыдущая Следующая