Предыдущая Следующая
Ракурс стал как бы выразителем
операторского отношения к материалу, своеобразным оптическим (зрительным)
лейтмотивом образа матери на экране.
В первом же эпизоде фильма мать,
стирающая белье в своей комнатушке, снята в верхнем ракурсе, как бы с точки
зрения вошедшего в комнату отца Власова. В последующих эпизодах применение
ракурсной съемки также было оправдано логикой монтажного построения актерских
сцен. Благодаря повторному применению съемочного приема у зрителей постепенно
возникали ассоциации и рождалось ощущение приниженности и забитости матери, но
образ, конечно, создавался не только операторскими приемами, а возникал в
синтезе постановки, драматургии и актерской игры. Своей изобразительной
трактовкой оператор лишь оптически выделял пластический момент в актерском
исполнении и тем самым помогал режиссеру создать определенное представление у
зрителя о матери.
В немом кино выразительность
образа решалась мимической игрой актера на крупных планах. В соответствии с
этим и возникла специальная техника кинопортретного освещения.
Оператор ввел в практику работы
ракурсную съемку крупных планов и нижний свет для подсветки глаз и рельефов
лица актера. Контрастный нижний свет может деформировать лицо, но
Портрет В. Барановской из фильма
«Мать»
мягко наложенный, выполняющий
только роль подсветки, он придает лицу выразительность. Нижний свет необычен,
неожидан и поэтому помогает актеру передать драматические моменты. Крупный план
матери (в исполнении В. Барановской), только что совершившей невольное
предательство сына, приобрел на экране выразительную силу отчасти благодаря
ракурсу и эффекту нижнего света и тщательной подсветки глаз актрисы.
В немом кино крупный план на
экране был краток (по метражу), и актеры и режиссеры пользовались некоторой
«однозначной» формой выражения: взгляд, улыбка, недоумение, радость, выраженные
мимически, игрались и снимались отдельными кадрами.
Предыдущая Следующая