Предыдущая Следующая
световые эффекты — внезапная
темнота от погаснувшей лампы, вспышки зениток, отблески света на оконных
стеклах, скользящие лучи прожекторов, контрасты света и тени на лицах;
приемы съемки — ракурсы в
сочетании с динамическими съемками движущейся камерой, крупные планы с плотным
заполнением картинной плоскости кадра, эффекты комбинированных съемок;
динамический монтаж коротких (по
метражу) планов, решенных в острых ракурсах и контрасте светотени.
Синтезом этих изобразительных
средств и приемов режиссер и оператор безусловно достигают своей цели —
сообщить, передать зрителю то нервно-возбужденное состояние, в котором
находятся герои, но не убеждают его в правдивости ситуации. Эпизод получился
излишне «сценичным».
Хотя изобразительные приемы
выполняют свою роль психофизиологических раздражителей, но благодаря их
излишеству и нарочитой экспрессивности вера в достоверность происходящего
теряется. Тем более что психологические мотивировки поступков Вероники и Марка
несколько надуманны, шатки, и все усилия режиссера и оператора дать более
глубокое и жизненное объяснение происходящему с помощью нагнетания эмоций
оказались напрасны. Кстати сказать, преувеличение роли и возможностей кино-
изобразительных средств отрицательно сказалось в ряде моментов следующего
фильма режиссера М. Калатозова и оператора С. Урусевского «Неотправленное
письмо». Так, в эпизоде «пожар тайги» за обилием эффектных операторских приемов
невольно пропал смысл сцены, потерялись образы людей. Любые попытки прикрыть
внешней зрительной выразительностью сценарные просчеты и «взвалить» на
киноизобразительную форму несвойственные ей драматические смысловые задачи
неминуемо обречены на провал.
В фильме «Летят журавли» актеры
чаще всего снимаются крупно, на первом плане. В результате того что актеры
движутся, а камера не стремится сохранить положение их лиц в центре кадра, то
актеры оказываются в различных положениях относительно аппарата — в «фас»,
«профиль», «три четверти» и т. д. и в различных положениях относительно света —
фигуры освещены то фронтальным, то контровым светом, то выглядят силуэтом.
Основным определяющим принципом мизансценирования становится естественность
поведения актера.
Предыдущая Следующая