Предыдущая Следующая
Это серьезный шаг по пути к
повышению реалистичности киноизображения.
Для фильма «Летят журавли»
чрезвычайно важна максимальная драматическая и эмоциональная напряженность
киноизображения.
В эпизоде «попытка Вероники к
самоубийству» (кадры 236 — 246) изображено вполне определенное действие —
Вероника все быстрей и быстрей бежит по улице. Эти кадры были сняты камерой,
движущейся рядом с героиней во все нарастающем темпе.
Мелькание решетки забора на
первом плане, стремительность «пробега» деревьев на фоне, смазанность дальнего
плана подчеркивают стремительность бега. И в то же время эти кадры так
воздействуют на зрителя своей чисто оптической динамикой, что как бы заражают
зрителя настроением героини, вызывая в нем чувства, созвучные ее переживаниям.
Этот «эффект участия» или «присутствие» возникает и в других сценах фильма.
Нередко режиссер и оператор
стараются придать субъективную окраску изображению, показать окружающую среду
так, как видят и воспринимают ее герои.
Так, в эпизоде «на сборном
пункте» многие кадры сняты как бы с точки зрения Вероники, ищущей взглядом
Бориса и оглядывающей двор и толпу.
Прием совмещения точки съемки с
точкой зрения персонажа осуществляется здесь с помощью съемки движущейся
камерой и определенного построения композиции.
Взволнованность Вероники, будто
бы глазами которой увидены отдельные сценки прощания людей перед отправкой на
фронт, сообщает этим кадрам особую драматическую напряженность, что, в свою
очередь, оттеняет и чувство горя, овладевшее девушкой.
Однако далеко не всюду в
применении многообразных средств киновыразительности достигают авторы фильма
больших художественных результатов.
Так, в эпизоде «бомбежка»
мобилизованы разнообразные оптические и фонические элементы кинозрелища. Для
создания определенного впечатления использованы:
звуковые эффекты — выразительная
музыка, вой сирен, гул взрывов фугасных бомб, стрельба зениток, свист ветра,
звон разбивающихся окон, скрежет шагов по битому стеклу;
Предыдущая Следующая