Предыдущая Следующая
Именно для этого и применяет
оператор самые различные киноизобразительные средства.
Разберем, как использует,
например, съемку с движения — свой излюбленный прием — С. Урусевский в сцене
«прощание Вероники и Бориса на лестнице». Она снята с изготовленного по проекту
С. Урусевского лифт-крана, причем камера движется по спирали вслед за актерами,
ни на минуту не выпуская их из поля зрения.
Движение камеры предоставляет
актерам возможность свободно, непринужденно двигаться в пространстве в условиях
реальной сценической площадки — лестничных маршей. Камера внимательно
вглядывается в лица героев, помогая зрителю проникнуться их беззаботным и
радостным настроением, почувствовать силу их привязанности друг к другу.
Очень важно отметить, что в
основе построения каждого кадра в фильме «Летят журавли» можно обнаружить
сложный комплекс мотивировок, оправдывающих и объясняющих выбор той или иной
киноизобразительной формы кадра и приема его съемки.
В эпизодах «проводы на сборном
пункте» и «встреча с победой» повторены одни и те же изобразительно-монтажные
композиционные приемы.
В искусстве принцип повтора
играет серьезную роль в повышении выразительности действия, объединяя отдельные
явления, факты, показывая их внутреннюю связь или, наоборот, по контрасту
оттеняя их различие, их противоположность. В фильме «Летят журавли» этот прием
успешно использован, например, в кадрах 31 и 34, в которых одинаково по композиции
и приему съемки показано одинаковое актерское действие. Вероника и Борис,
вернувшись со свидания каждый к себе домой, бросаются с размаху каждый на свою
кровать. Благодаря сходству их поступков, подчеркнутому одинаковым ракурсом и
композиционной формой, возникают по ассоциации мысли о похожести их характеров,
о их духовной близости, «одинаковости» силы их чувств и т. д.
Принцип повтора использован и в
других двух эпизодах (кадры 100 — 103 и 313 — 316). Вероника ищет Бориса в
толпе людей. Интересы Вероники точно такие же, как и у всех советских людей, в
первом случае провожающих на фронт, а во втором — встречающих с победой своих
близких. И внутренний конфликт этих сцен состоял в том, что Вероника в обоих
эпизодах не м о ж е т н а й т и своего друга. Задача композиции этих кадров
состояла в том, чтобы наглядно и в то же время достоверно показать в отдельных
сиенах прощания или встречи настроение массы людей и по контрасту подчеркнуть
личную драму Вероники.
Предыдущая Следующая