Предыдущая Следующая
Из всех этих рассуждений ясно,
что при избыточной реверберации звучание речи и музыки искажается: речь
становится неразборчивой, музыка звучит неестественно гулко. B связи с этим естественно
возникает вопрос: не следует лн для устранения акустических дефектов помещения
стремиться к возможно большему ' сокращеиию времени реверберации, что может
быть достигнуто увеличением общего поглощения? Опыт, однако, дает отрицательный
ответ иа этот вопрос, убедительно показывая, что при слишком короткой
реверберации акустическое качество помещения становится опять-таки
неудовлетворительным.
Причина этого заключается в том,
что устанавливающиеся процессы в помещении составляют неотъемлемую часть
естественного звучания музыки. Можно, пожалуй, сказать, что, например,
инструментом скрипача, играющего в концертном зале, является ие только скрипка,
но и объем воздуха, заполняющего зал. Правда, эта часть инструмента не
поддается искусству музыканта; ее свойства предопределены объемом' зала и общим
поглощением в нем. Однако, если эта часть отсутствует, то музыкальный звук
становится безжизненным: процессы установления акустического режима -протекают
не так, как мы привыкли их слышать.
Далее, в помещениях с чрезмерно
малым временем реверберации музыка (э также и речь) звучит непривычно глухо и
т-ихо. Недостаточность уровня громкости обусловлена тем, что ’ при большом
поглощении источник звука с заданной акустической мощностью создает в помещении
небольшую плотность звуковой энергии (ср. стр. 74). Отсюда следует, что -вовсе
не нужно воемеряо уменьшать время реверберации; если только оио не слишком
велико, то энергия процессов отзвука играет благоприятную роль, способствуя
повышению уровня громкости.
Для обеспечения надлежащего
акустического качества помещения время реверберации не должно быть, с одной
стороны, чрезмерно велико, но, с другой стороны, не должно быть и слишком
малым. Время реверберации, при котором речь или музыка звучат в помещении
наилучшим образом (то есть речь хорошо разборчива н вместе с тем достаточно
громка, а музыка звучит с привычной для нас слитностью), называется о п т и м а
л ь- я ы м в p
e
м e
н e
м p
e
в e
p
б e
p
а ц и и, или, ^ороче, о п т и м y- м о м p e в e p б e p а ц и и.
Предыдущая Следующая